プーシキン美術館所蔵浮世絵コレクション(18-19世紀)

カタログ

ジャンル

絵師

索引

プロジェクト
について

初代目歌川広重 (しょだいめうたがわひろしげ)

流派

歌川派

生没年

1797 - 1858

時代

中期(1765-1804年)

活動拠点

江戸(東京)

 Жил и работал в Эдо. Учился вначале у Окадзима Ринсая, затем у Утагава Тоёхиро. Под руководством Оока Умпо изу-чал живопись школы Нанга. Интересовался западным ис-кусством и искусством школы Сидзё. В 1831–1832 годах совершил путешествие по дороге Токайдо, после чего сделал знаменитую серию «Пятьдесят три станции Токайдо». Впоследствии много путешествовал по стране. Особенно прославился как пейзажист и мастер жанра «цветы-птицы». Широко известен на Западе.

Хиросигэ сделал около 20 серий, посвященных озеру Бива, изданных в различных форматах разными издательствами. Лучшая и наиболее известная серия, изданная Митая Кихати (Эйсэндо) в 1830–1835 годах в большом формате (обан, ёко-э), с легкой подцветкой, по мнению некоторых крити-ков, выше по качеству, чем знаменитая серия «Большое То-кайдо» (издательство Хоэйдф, 1834). Считается, что серия «8 видов Оми», изданная Хиросигэ в 1825 году, была первой пейзажной серией художника. В размере т  б а н (размер гравюры ГМИИ) нам известны две серии: одна издательства Мураити – 1848 года; другая издана в начале 1830-х без указания издательства. В собрании Музея имеется только одна гравюра из этой серии. Серия, к которой принадлежит гравюра из ГМИИ, по-види-мому, редкая, так как из всех доступных нам книг она упо-мянута и воспроизведена лишь в каталоге, посвященном коллекции Хаппера – первой значительной коллекции про-изведений Хиросигэ – распроданной в Лондоне в 1909 году; это событие стало сенсационным и сделало Хиросигэ популярным художником. В этом каталоге воспроизведены все 8 гравюр серии, но год издания не указан. (На некоторых воспроизведенных листах стоит штамп издателя: Сэнити (Идзумия Итибэй) и цензора – кивамэ.

На гравюре из ГМИИ, как и на листах из коллекции Хаппера – стихи; однако на ней отсутствует неопределенный геометрический узор, по которому написаны стихи (на гравюрах из коллекции Хаппера). Это позволяет предположить, что гравюра из ГМИИ принадлежит к одному из поздних изданий. Рисунки к гравюрам этой серии сделаны Хиросигэ по образцам, а не с натуры. Трактовка пейзажей напоминает традиционные ландшафты «горы-воды» школы Канф, с характерной для них так называемой «угловой композицией».

 стр.340 том 2

 

八橋帰帆

八橋帰帆

1830年代

А-29177

蝶々

蝶々

揃物 花鳥画之内

1832年以降

А-27385

海案寺紅葉

海案寺紅葉

揃物 東都名所

1833年頃

А-32101

蒲原・夜之雪.

蒲原・夜之雪.

揃物 東海道五十三次

1833–1834年

А-723

関.

関.

揃物 東海道五十三次

1833–1834年

А-753

京都・三条大橋.

京都・三条大橋.

揃物 東海道五十三次

Ок. 1833‐1835年

А-760

品川・日之出.

品川・日之出.

揃物 東海道五十三次

1833–1834年

А-711

土山・春雨.

土山・春雨.

揃物 東海道五十三次

1833–1834年

А-755

大津・走井茶店

大津・走井茶店

揃物 東海道五十三次

1833–1834年

А-759

宮. 熱田神事.

宮. 熱田神事.

揃物 東海道五十三次

1833–1834年

А-749