Japanese prints of the XVIII –XIX century from the collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts

CATALOGUE

GENRES

ARTISTS

REFERENCE MATERIALS

ABOUT
THE PROJECT

MID-EDO PERIOD

Этот период часто называют золотым периодом развития укиё-э. Начинается он с 1765 года, времени появления цветной ксилографии нисики-э.

Создателем метода печати  многоцветной гравюры был Судзуки Харунобу (1725-1770). Начав с печати с трех-четырех матриц, Харунобу увеличил число досок до  7-9, стал активно  использовать различные возможности техники: тиснение по влажной бумаге, печать  золотым и серебряным порошком.  Введение новых, более сложных и дорогостоящих техник объяснялось  возникновением моды на специальные гравюры суримоно, выпускавшиеся небольшим тиражом для узкого круга любителей,  к различным датам или специально к Новому году. Кроме суримоно, Харунобу  ввел в обиход специальные календарные гравюры экоёми.

В области  художественных и образных решений новшества Харунобу были не менее значительны. Он создаёт свой, особый тип изображения красавиц. На смену величавым и статным красавицам Кайгэцудо и Масанобу приходят хрупкие юные девушки, почти подростки, необычайно трогательные и грациозные. Атмосфера доверительности, камерности характерна для всех произведений Судзуки Харунобу.

Один из самых знаменитых художников укиё-э, во многом  определивший особенности японской классической ксилографии периода её расцвета – Китагава Утамаро(1753-1806). Многие его прекрасные альбомы, серии станковых гравюр появились в результате длительного сотрудничества с известным издателем Цутая Дзюсабуро. Утамаро прославился, прежде всего, благодаря погрудным портретам куртизанок, а также полиптихам с жанровыми сценами фудзоку-га,, иллюстрированным альбомам, сериям с парными портретами влюбленных.

Особняком в истории японской гравюры стоит творчество Тосюсая Сяраку (работал в 1794-1795 гг.). В течение десяти месяцев из  мастерской всё того же известного издателя Цутая Дзюсабуро выходит более 140 театральных гравюр этого художника — портретов актеров театра Кабуки в различных ролях. Затем он внезапно исчезает. Все его работы отмечены высоким мастерством. Острая характерность, граничащая с гротеском, сознательное искажение пропорций фигур, жестов, черт лица придают его персонажам необычайную выразительность.

К этому периоду относится творчество ведущих представителей других художественных династий Утагава Тоёкуни (1769-1825), Тории Киёнага (1752–1815), Хосода Эйси (1756-1829), Кубо Сюнман (1757-1820) и др.

Page