Японская гравюра XVIII - XIX вв. из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

КАТАЛОГ

ЖАНРЫ

ХУДОЖНИКИ

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

О ПРОЕКТЕ

борцы сумо

Укиё-э – это картины повседневной жизни городского сословия периода Эдо. Слово укиё в древности обозначало одну из буддийских категорий и могло переводиться как «бренный мир», или «юдоль скорби», «изменчивый мир». В конце ХVII века укиё стало обозначать современный мир, мир земных радостей и наслаждений. Японская гравюра укиё-э достигла своего расцвета к концу XVIII века. Главными героями гравюр укиё-э становятся представители третьего сословия – куртизанки, актёры, борцы сумо, персонажи пьес японского театра, герои легендарных историй.

Наряду с весёлыми кварталами, театром кабуки популярным развлечением горожан периода Эдо становятся состязания борцов сумо. Борьба сумо как особый вид спорта сложилась в XVII веке в районе Камигата на западе Японии, включающем такие крупные города, как Осака и Киото. В город Эдо этот вид состязаний приходит в середине XVIII века, а расцвет его приходится на конец XVIII столетия. Развитие этого жанра, так же как и театральной гравюры, начинается со служебной графики – афиш и программок. Так же как и в театре кабуки, в афишах и программах выступлений борцов сумо складывается свой особый стиль каллиграфического письма, сохраняющийся и в наши дни.

Многие популярные художники конца XVIII – начала XIX века, специализировавшиеся на изображениях красавиц или актёров, обращаются к жанру сумо‑э, в том числе Китагава Утамаро, Тосюсай Сяраку, художники династии Кацукава.

В этом жанре складывается своя стилистика изображений борцов сумо, отличавшихся высоким ростом и большим весом. Для того чтобы передать гигантские размеры фигуры борца, рядом изображаются их ассистенты, фигура композиционно располагается на листе так, словно ей тесно в этом пространстве. Художники династии Утагава запечатлели на многосоставных полиптихах многофигурные шествия и пирушки борцов сумо XIX века.