
Укиё-э – это картины повседневной жизни городского сословия периода Эдо. Слово укиё в древности обозначало одну из буддийских категорий и могло переводиться как «бренный мир», или «юдоль скорби», «изменчивый мир». В конце ХVII века укиё стало обозначать современный мир, мир земных радостей и наслаждений. Японская гравюра укиё-э достигла своего расцвета к концу XVIII века. Главными героями гравюр укиё-э становятся представители третьего сословия – куртизанки, актёры, борцы сумо, персонажи пьес японского театра, герои легендарных историй.
Жанр изображения воинов самым непосредственным образом связан с литературной традицией, ещё со Средних веков сохранившей красочные описания легендарных воинов, их жизней и знаменитых сражений. Ещё на живописных свитках, посвящённых тем или иным воинам, а также на ширмах со сценами великих сражений были запечатлены ключевые сцены, описанные в многочисленных повествованиях гунки. Эти сцены появляются в качестве иллюстраций и в печатных иллюстрированных книгах э-хон, а затем в пьесах театра кабуки. Если в XVIII веке на гравюрах изображались главным образом актёры в ролях воинов, то с начала XIX, с введением цензорских эдиктов на изображения актёров и куртизанок, на первый план выходят портреты самих воинов.


Этот жанр всячески поощрялся правящей династией Токугава, так как он способствовал распространению неоконфуцианских ценностей, поддерживаемых сёгунатом. Помимо батальных сцен, распространяется тип портретов-биографий, в которых рядом с портретом воина размещался пространный текст с его биографией.
Одним из самых известных художников, работавших в жанре муся-э, был Утагава Куниёси, прозванный за это муся но Куниёси, или Куниёси, изображавший воинов.
Страница
![]() |
Хираи Ясумаса, Саката Кинтоки и Ватанабэ Цуна, убивающие гигантского паука. До 1820 А. 29530-29531 |
![]() |
Земляной Паук насылает чертей в усадьбу Минамото но Ёримицу (Райкō). 1843 А. 29532–29534 |
![]() |
11 акт пьесы Тюсингура "Нападение на замок" До 1842 (1845) А-30324 |
![]() |
В доме демонов-разбойников на горе Оэяма. 1843 - 1846 А. 29516-29518 |
![]() |
Асахина Ёсихидэ, поймавший крокодила. Ок. 1844–1847 А. 29528–29529 |
![]() |
Ёримицу, наблюдающий в горах за Призраком (Змеем-оборотнем) Ок. 1849-1853 А. 29492-29494 |
![]() |
Серия Жизнеописания преданных вассалов 1847-1852 А-34331 |
![]() |
15. Катаока Дэнгоэмон Такафуса Серия Жизнеописания преданных вассалов 1847-1852 А-34330 |